Архитектура операционной системы UNIX

         

Процессы - часть 10


Например, процесс, выполняемый в режиме ядра, должен иногда блокировать структуру данных на случай приостановки в будущем; процессы, пытающиеся обратиться к заблокированной структуре, обязаны проверить наличие блокировки и приостановить свое выполнение, если структура заблокирована другим процессом. Ядро выполняет блокировки такого рода следующим образом: while (условие "истинно") sleep (событие: условие принимает значение "ложь"); set condition true;

то есть: пока (условие "истинно") приостановиться (до наступления события, при котором условие принимает значение "ложь"); присвоить условию значение "истина";

Ядро снимает блокировку и "будит" все процессы, приостановленные из-за этой блокировки, следующим образом: set condition false; wakeup (событие: условие "ложно");

то есть: присвоить условию значение "ложь"; перезапуститься (при наступлении события, при котором условие принимает значение "ложь");

На Рисунке 2.9 приведен пример, в котором три процесса, A, B и C оспаривают заблокированный буфер. Переход в состояние "сна" вызывается заблокированностью буфера. Процессы, однажды запустившись, обнаруживают, что буфер заблокирован, и приостанавливают свое выполнение до наступления события, по которому буфер будет разблокирован. В конце концов блокировка с буфера снимается и все процессы "пробуждаются", переходя в состояние "готовности к выполнению". Ядро наконец выбирает один из процессов, скажем, B, для выполнения. Процесс B, выполняя цикл "while", обнаруживает, что буфер разблокирован, блокирует его и продолжает свое выполнение. Если процесс B в дальнейшем снова приостановится без снятия блокировки с буфера (например, ожидая завершения операции ввода-вывода), ядро сможет приступить к планированию выполнения других процессов. Если будет при этом выбран процесс A, этот процесс, выполняя цикл "while", обнаружит, что буфер заблокирован, и снова перейдет в состояние "сна"; возможно то же самое произойдет и с процессом C. В конце концов выполнение процесса B возобновится и блокировка с буфера будет снята, в результате чего процессы A и C получат доступ к нему. Таким образом, цикл "while-sleep" обеспечивает такое положение, при котором самое большее один процесс может иметь доступ к ресурсу.

Алгоритмы перехода в состояние "сна" и пробуждения более подробно будут рассмотрены в главе 6. Тем временем они будут считаться "неделимыми". Процесс переходит в состояние "сна" мгновенно и находится в нем до тех пор, пока не будет "разбужен". После того, как он приостанавливается, ядро системы начинает планировать выполнение следующего процесса и переключает контекст на него.

(*) Сокращение bss имеет происхождение от ассемблерного псевдооператора для машины IBM 7090 и расшифровывается как "block started by symbol" ("блок, начинающийся с символа").

Comments:

Copyright ©




Содержание  Назад  Вперед